Дмитрий Биленкин «Пустыня жизни»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Каменный век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как много тайн хранит Вселенная. Из-за чего, случившегося в невообразимых далях, Земля стала рваться на части временнЫми возмущениями? Как рваные раны на теле Земли зияли куски, заброшенные из прошлого, со своими флорой, фауной и временами года. И страшные сгустки энергии, летящие в землю из космоса — огневики...
Как спасти разрушающуюся планету?
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1983'10», 1983 г.
— журнал «Уральский следопыт 1983'11», 1983 г.
— журнал «Уральский следопыт 1983'12», 1983 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 29», 1984 г.
— сборник «Пустыня жизни», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 159
Активный словарный запас: средний (2933 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 17 июня 2024 г.
Очень, очень многословно, пафосно и слезливо. У меня сложилось впечатление, что для автора написание романа — это просто увеличение рассказа. Поэтому мы просто добавляем пару сюжетных линий и увеличиваем количество описаний и количество слов в этих описаниях.
И, повторюсь, очень пафосно. «Земля в опасности», «герои должны» и т.п. Мужественное, на грани надрыва, преодоление, и проч. Гибель персонажей сразу после «Я понял, что это такое».
Не знаю, может, в 83 году все это было свежо и необычно. Сейчас — скучно
wolobuev, 20 января 2021 г.
Я честно надеялся, что здесь не будет слабой девицы, влюблённой в учёного. По-моему, это какой-то фетиш советских фантастов, как и жизнь на других планетах. Такое впечатление, что отними у них влюблённую девицу и инопланетян, 90 % советских фантастов стало бы не о чем писать.
Надежды мои не оправдались. Разумеется, влюблённая девица, восхищённо взирающая на своего «рыцаря», и разумеется, загадочная космическая жизнь.
Интрига выдержана в духе мультика. Вся Земля поражена хроноклазмами (провалами во времени), но сюжет сводится к действиям «охранных отрядов», борющихся с последствиями сего явления. Как такая катастрофа отразилась на жизни общества в целом и психике землян в частности, не показано вовсе. Герои существуют в пустоте. Я бы сравнил фабулу с компьютерной игрой, если бы во времена Биленкина существовали компьютерные игры. При этом почти ничего увлекательного с героями не происходит. Казалось бы, какой простор для фантазии, но автор наскрёб всего две сюжетных линии, забив книгу описаниями и пустопорожними рассуждениями. К тому же одну из этих линий он заканчивает в стиле плохих рассказчиков, убив персонажа, выполнившего свою роль (яркий пример — Баббл в фильме Бессона «Валериан и город тысячи планет»).
Так что я воспринял произведение как могилу нереализованных возможностей.
Есть два плюса — неплохое описание первобытной психологии и барон Мюнхгаузен. Но если первое в книге действительно пригодилось, то барон — это такая же неисполнившаяся интрига, как и всё остальное.
volodihin, 10 июня 2020 г.
Говорят, вещь не закончена автором. Слышал от многих.
Но то, что есть, на мой взгляд, во второй половине 80-х и в 90-х гг. вызвало подражания, — не духу повествования, а, скорее, технике изложения, своего рода приему: держать происходящее на грани падения в пропасть, и лишь небольшая команда способна противостоять...
Сделано оригинально — как минимум, для советской фантастики первой половины 80-х.
Error, 26 мая 2017 г.
Довольно своеобразное произведение (читал в Уральском следопыте). Вопросы более поднимаються даже не темпоральной физики, а обще социальные и где — то человеческие, личностные : туда ли движеться человечество, к чему приведёт увлечение технологией, на пользу ли, не есть ли огневики отголоском технократичности. Автор выбрал удачную сферу для разворота сюжета не слишком напрягаясь с достоверностью в истории. Да и какая достоверность в первоначальном периоде каменного века, когда не существует ещё чётко разграниченных геополитических структур таких как полисы и крупные поселения. И связанных с ними социальных фигур таких как герои и личности, оставшиеся в сказаниях и исторических хрониках.
Окончание натянуто и неоправданно трагично. Как говорил Станиславский : «Ну не верю!» Весьма нятянуто. Но что поделаешь, автор есть автор, это его право ( намой взгляд , бональная попытка усугубить и выйти из клише тогдашней совдеповской фантастики в позитиве. Хотя и без торжества разума не обошлось). Только за актуальные акценты поставленные в произведении, за проблематику и старание ставлю 8.
swgold, 25 апреля 2008 г.
Журнальный вариант, помню, меня сильно зацепил. А вот книжный — уже нет. Такое ощущение, что несколько лишних абзацев портят всю картину. А вообще — очень необычная для Биленкина вещь. Во-первых, крупная форма, во-вторых — очень много лирики. И в-третьих, самое главное — жуткая безысходность. Он всё же был оптимист, хотя и с изрядной долей сарказма.
Зато с фантастикой всё в порядке. Идея прохудившегося времени-пространства и связанных с ним катаклизмов весьма и весьма. Всякие Лукьяненки и Брайдеры-Чадовичи потом эту идею не преминули позаимствовать.
god54, 11 ноября 2009 г.
Да, я полностью согласен, что это произведение не в стиле Д.Биленкина, хотя его дух полностью его пронизывает, сохраняясь в многочисленных длинных научных комментариях. Завораживает сама фантастическая идея, которая довольно интересная и заставляет переосмыслить свои представления о времени.